|
Смерть шпиона Гадюкина
Оказывается, пока я болел, на улице стало совсем тепло и до весенних
наших каникул осталось два или три дня. Когда я пришел в школу, все
закричали:
- Дениска пришел, ура!
И я очень обрадовался, что пришел, и что все ребята сидят на своих
местах - и Катя Точилина, и Мишка, и Валерка, - и цветы в горшках, и доска
такая же блестящая, и Раиса Ивановна веселая, и все, все как всегда. И мы
с ребятами ходили и смеялись на переменке, а потом Мишка вдруг сделал
важный вид и сказал:
- А у нас будет весенний концерт!
Я сказал:
- Ну да?
Мишка сказал:
- Верно! Мы будем выступать на сцене. И ребята из четвертого класса нам
покажут постановку. Они сами сочинили. Интересная!..
Я сказал:
- А ты, Мишка, будешь выступать?
- Подрастешь - узнаешь.
И я стал с нетерпением дожидаться концерта. Дома я все это сообщил
маме, а потом сказал:
- Я тоже хочу выступать...
Мама улыбнулась и говорит:
- А что ты умеешь делать?
Я сказал:
- Как, мама, разве ты не знаешь? Я умею громко петь. Ведь я хорошо пою?
Ты не смотри, что у меня тройка по пению. Все равно я пою здорово.
Мама открыла шкаф и откуда-то из-за платьев сказала:
- Ты споешь в другой раз. Ведь ты болел... Ты просто будешь на этом
концерте зрителем. - Она вышла из-за шкафа. - Это так приятно - быть
зрителем. Сидишь, смотришь, как артисты выступают... Хорошо! А в другой
раз ты будешь артистом, а те, кто уже выступал, будут зрителями. Ладно?
Я сказал:
- Ладно. Тогда я буду зрителем.
И на другой день я пошел на концерт. Мама не могла со мной идти - она
дежурила в институте, - папа как раз уехал на какой-то завод на Урал, и я
пошел на концерт один. В нашем большом зале стояли стулья и была сделана
сцена, и на ней висел занавес. А внизу сидел за роялем Борис Сергеевич. И
мы все уселись, а по стенкам встали бабушки нашего класса. А я пока стал
грызть яблоко.
Вдруг занавес открылся и появилась вожатая Люся. Она сказала громким
голосом, как по радио:
- Начинаем наш весенний концерт! Сейчас ученик первого класса "В" Миша
Слонов прочтет нам свои собственные стихи! Попросим!
Тут все захлопали и на сцену вышел Мишка. Он довольно смело вышел,
дошел до середины и остановился. Он постоял так немножко и заложил руки за
спину. Опять постоял. Потом выставил вперед левую ногу. Все ребята сидели
тихо-тихо и смотрели на Мишку. А он убрал левую ногу и выставил правую.
Потом он вдруг стал откашливаться:
- Кхм! Кхм!.. Кхме!..
Я сказал:
- Ты что, Мишка, поперхнулся?
Он посмотрел на меня как на незнакомого. Потом поднял глаза в потолок и
сказал:
- Стих.
Пройдут года, наступит старость!
Морщины вскочут на лице!
Желаю творческих успехов!
Чтоб хорошо учились и дальше все!
...Все!
И Мишка поклонился и полез со сцены. И все ему здорово хлопали, потому
что, во-первых, стихи были очень хорошие, а во-вторых, подумать только:
Мишка сам их сочинил! Просто молодец!
И тут опять вышла Люся и объявила:
- Выступает Валерий Тагилов, первый класс "В"!
Все опять захлопали еще сильнее, а Люся поставила стул на самой
середке. И тут вышел наш Валерка со своим маленьким аккордеоном и сел на
стул, а чемодан от аккордеона поставил себе под ноги, чтобы они не
болтались в воздухе. Он сел и заиграл вальс "Амурские волны". И все
слушали, и я тоже слушал и все время думал: "Как это Валерка так быстро
перебирает пальцами?" И я стал тоже так быстро перебирать пальцами по
воздуху, но не мог поспеть за Валеркой. А сбоку, у стены, стояла Валеркина
бабушка, она помаленьку дирижировала, когда Валерка играл. И он хорошо
играл, громко, мне очень понравилось. Но вдруг он в одном месте сбился. У
него остановились пальцы. Валерка немножко покраснел, но опять зашевелил
пальцами, как будто дал им разбежаться; но пальцы добежали до какого-то
места и опять остановились, ну просто как будто споткнулись. Валерка стал
совсем красный и снова стал разбегаться, но теперь его пальцы бежали
как-то боязливо, как будто знали, что они все равно опять споткнутся, и я
уже готов был лопнуть от злости, но в это время на том самом месте, где
Валерка два раза спотыкался, его бабушка вдруг вытянула шею, вся подалась
вперед и запела:
...Серебрятся волны,
Серебрятся волны...
И Валерка сразу подхватил, и пальцы у него как будто перескочили через
какую-то неудобную ступеньку и побежали дальше, дальше, быстро и ловко до
самого конца. Вот уж ему хлопали так хлопали!
После этого на сцену выскочили шесть девочек из первого "А" и шесть
мальчиков из первого "Б". У девочек в волосах были разноцветные ленты, а у
мальчиков ничего не было. Они стали танцевать украинский гопак. Потом
Борис Сергеевич сильно ударил по клавишам и кончил играть.
А мальчишки и девчонки еще топали по сцене сами, без музыки, кто как, и
это было очень весело, и я уже собирался тоже слазить к ним на сцену, но
они вдруг разбежались. Вышла Люся и сказала:
- Перерыв пятнадцать минут. После перерыва учащиеся четвертого класса
покажут пьесу, которую они сочинили всем коллективом, под названием
"Собаке - собачья смерть".
И все задвигали стульями и пошли кто куда, а я вытащил из кармана свое
яблоко и начал его догрызать.
А наша октябрятская вожатая Люся стояла тут же, рядом.
Вдруг к ней подбежала довольно высокая рыженькая девочка и сказала:
- Люся, можешь себе представить - Егоров не явился!
Люся всплеснула руками:
- Не может быть! Что же делать? Кто ж будет звонить и стрелять?
Девочка сказала:
- Нужно немедленно найти какого-нибудь сообразительного паренька, мы
его научим, что делать.
Тогда Люся стала глядеть по сторонам и заметила, что я стою и грызу
яблоко. Она сразу обрадовалась.
- Вот, - сказала она. - Дениска! Чего же лучше! Он нам поможет!
Дениска, иди сюда!
Я подошел к ним поближе. Рыжая девочка посмотрела на меня и сказала:
- А он вправду сообразительный?
Люся говорит:
- По-моему, да!
А рыжая девочка говорит:
- А так, с первого взгляда, не скажешь.
Я сказал:
- Можешь успокоиться! Я сообразительный.
Тут они с Люсей засмеялись, и рыжая девочка потащила меня на сцену.
Там стоял мальчик из четвертого класса, он был в черном костюме, и у
него были засыпаны мелом волосы, как будто он седой; он держал в руках
пистолет, а рядом с ним стоял другой мальчик, тоже из четвертого класса.
Этот мальчик был приклеен к бороде, на носу у него сидели синие очки, и он
был в клеенчатом плаще с поднятым воротником.
Тут же были еще мальчики и девочки, кто с портфелем в руках, кто с чем,
а одна девочка в косынке, халатике и с веником.
Я как увидел у мальчика в черном костюме пистолет, так сразу спросил
его:
- Это настоящий?
Но рыжая девочка перебила меня.
- Слушай, Дениска! - сказала она. - Ты будешь нам помогать. Встань тут
сбоку и смотри на сцену. Когда вот этот мальчик скажет: "Этого вы от меня
не добьетесь, гражданин Гадюкин!" - ты сразу позвони в этот звонок. Понял?
И она протянула мне велосипедный звонок. Я взял его.
Девочка сказала:
- Ты позвонишь, как будто это телефон, а этот мальчик снимет трубку,
поговорит по телефону и уйдет со сцены. А ты стой и молчи. Понял?
Я сказал:
- Понял, понял... Чего тут не понять? А пистолет у него настоящий?
Парабеллум или какой?
- Погоди ты со своим пистолетом... Именно, что он не настоящий! Слушай:
стрелять будешь ты здесь, за сценой. Когда вот этот, с бородой, останется
один, он схватит со стола папку и кинется к окну, а этот мальчик, в черном
костюме, в него прицелится, тогда ты возьми эту дощечку и что есть силы
стукни по стулу. Вот так, только гораздо сильней!
И рыженькая девочка бахнула по стулу доской. Получилось очень здорово,
как настоящий выстрел. Мне понравилось.
- ЗдОрово! - сказал я. - А потом?
- Это все, - сказала девочка. - Если понял, повтори!
Я все повторил. Слово в слово. Она сказала:
- Смотри же, не подведи!
- Можешь успокоиться. Я не подведу.
И тут раздался наш школьный звонок, как на уроки.
Я положил велосипедный звонок на отопление, прислонил дощечку к стулу,
а сам стал смотреть в щелочку занавеса. Я увидел, как пришли Раиса
Ивановна и Люся, и как садились ребята, и как бабушки опять встали у
стенок, а сзади чей-то папа взгромоздился на табуретку и начал наводить на
сцену фотоаппарат. Было очень интересно отсюда смотреть туда, гораздо
интересней, чем оттуда сюда. Постепенно все стали затихать, и девочка,
которая меня привела, побежала на другую сторону сцены и потянула за
веревку. И занавес открылся, и эта девочка спрыгнула в зал. А на сцене
стоял стол, и за ним сидел мальчик в черном костюме, и я знал, что в
кармане у него пистолет. А напротив этого мальчика ходил мальчик с
бородой. Он сначала рассказал, что долго жил за границей, а теперь вот
приехал опять, и потом стал нудным голосом приставать и просить, чтобы
мальчик в черном костюме показал ему план аэродрома.
Но тот сказал:
- Этого вы от меня не добьетесь, гражданин Гадюкин!
Тут я сразу вспомнил про звонок и протянул руку к отоплению. Но звонка
там не было. Я подумал, что он упал на пол, и наклонился посмотреть. Но
его не было и на полу. Я даже весь обомлел. Потом я взглянул на сцену. Там
было тихо-тихо. Но потом мальчик в черном костюме подумал и снова сказал:
- Этого вы от меня не добьетесь, гражданин Гадюкин!
Я просто не знал, что делать. Где звонок? Он только что был здесь! Не
мог же он сам ускакать, как лягушка! Может быть, он скатился за батарею? Я
присел на корточки и стал шарить по пыли за батареей. Звонка не было!
Нету!.. Люди добрые, что же делать?!
А на сцене бородатый мальчик стал ломать себе пальцы и кричать:
- Я вас пятый раз умоляю! Покажите план аэродрома!
А мальчик в черном костюме повернулся ко мне лицом и закричал страшным
голосом:
- Этого вы от меня не добьетесь, гражданин Гадюкин!
И погрозил мне кулаком. И бородатый тоже погрозил мне кулаком. Они оба
мне грозили!
Я подумал, что они меня убьют. Но ведь не было звонка! Звонка-то не
было! Он же потерялся!
Тогда мальчик в черном костюме схватился за волосы и сказал, глядя на
меня с умоляющим выражением лица:
- Сейчас, наверно, позвонит телефон! Вот увидите, сейчас позвонит
телефон! Сейчас позвонит!
И тут меня осенило. Я высунул голову на сцену и быстро сказал:
- Динь-динь-динь!
И все в зале страшно рассмеялись. Но мальчик в черном костюме очень
обрадовался и сразу схватился за трубку. Он весело сказал:
- Слушаю вас! - и вытер пот со лба.
А дальше все пошло как по маслу. Мальчик в черном встал и сказал
бородатому:
- Меня вызывают. Я приеду через несколько минут.
И ушел со сцены. И встал на другой стороне. И тут мальчик с бородой
пошел на цыпочках к его столу и стал там рыться и все время оглядывался.
Потом он злорадно рассмеялся, схватил какую-то папку и побежал к задней
стене, на которой было наклеено картонное окно. Тут выбежал другой мальчик
и стал в него целиться из пистолета. Я сразу схватил доску да как трахну
по стулу изо всех сил. А на стуле сидела какая-то неизвестная кошка. Она
закричала диким голосом, потому что я попал ей по хвосту. Выстрела не
получилось, зато кошка поскакала на сцену. А мальчик в черном костюме
бросился на бородатого и стал душить. Кошка носилась между ними. Пока
мальчики боролись, у бородатого отвалилась борода. Кошка решила, что это
мышь, схватила ее и убежала. А мальчик как только увидел, что он остался
без бороды, так сразу лег на пол - как будто умер. Тут на сцену прибежали
остальные ребята из четвертого класса, кто с портфелем, кто с веником, они
все стали спрашивать:
- Кто стрелял? Что за выстрелы?
А никто не стрелял. Просто кошка подвернулась и всему помешала. Но
мальчик в черном костюме сказал:
- Это я убил шпиона Гадюкина!
И тут рыженькая девочка закрыла занавес. И все, кто был в зале, хлопали
так сильно, что у меня заболела голова. Я быстренько спустился в
раздевалку, оделся и побежал домой. А когда я бежал, мне все время что-то
мешало. Я остановился, полез в карман и вынул оттуда... велосипедный
звонок!
|